В субботу, 7 сентября, в Самаре состоится торжественное открытие памятника легендарному композитору Дмитрию Дмитриевичу Шостаковичу. В преддверии этого события мы поговорили с известным в регионе музыкантом-мультиинструменталистом, главным дирижером Самарского муниципального духового оркестра, заслуженным артистом Самарской области Марком Коганом. Марк Львович, как большой поклонник творчества великого автора, рассказал нам об идее, которую Дмитрий Шостакович заложил в Ленинградской симфонии.

«Его гений окрылил всех»: заслуженный артист Самарской области о легендарном композиторе Шостаковиче
Фото: Муниципальный концертный духовой оркестр/Vk.com

«Он прожил здесь полтора года»

— Шостакович переехал в Куйбышев во время эвакуации из Ленинграда. Он жил вместе с семьей в школе №6, которая находится на Фрунзе. Сначала для него выгородили комнату, потом ему предоставили двухкомнатную квартиру на театральной площади у памятника Чапаеву. Он прожил здесь полтора года, — рассказывает Марк Коган.

«Его гений окрылил всех»: заслуженный артист Самарской области о легендарном композиторе Шостаковиче
Фото: google.maps.com

«Его гений окрылил всех»

— Шостакович — человек мира и гениальный композитор. Дмитрий Дмитриевич является основоположником Союза композиторов Куйбышевской организации. Естественно, в годы войны здесь были и другие композиторы, но рангом ниже. Это были достаточно известные и тонкие люди с еще дореволюционной Петроградской консерватории, Берлинской консерватории. Его гений окрылил всех и таким образом в Куйбышеве появился Союз композиторов.

«Его гений окрылил всех»: заслуженный артист Самарской области о легендарном композиторе Шостаковиче
Фото: pixabay.com

«Когда началась война, он бросил писать музыку»

— В Самаре не так уж много брендов, но о Шостаковиче всегда говорили с гордостью. Его симфонию исполняли во время 50-летнего юбилея войны. После этого ее исполнял народный артист России Владимир Рылов в 1995 году. Это были достаточно свободные времена и Рылов сам лично прочитал вступительное слово: процитировал отрывок из дневника Шостаковича. Дмитрий Дмитриевич говорил о том, что он не писал симфонию победителя. Он писал симфонию о безысходности. Шостакович начал писать ее в 40-м году. Так говорил Рылов, так писал Соломон Волков, который является биографом Шостаковича. Когда началась война, он бросил писать музыку. Было не до этого. В Куйбышеве он ее заканчивал.

«Его гений окрылил всех»: заслуженный артист Самарской области о легендарном композиторе Шостаковиче
Фото: pixabay.com

«Автор не бежал за мыслью уподобиться шансону»

— Премьера симфонии состоялась в 1942 году в театре оперы и балета. Ее исполнил оркестр Большого театра. В качестве дирижера выступил Самуил Самосуд. Во время премьеры в зале было гробовое молчание. Зал был просто потрясен. Это был невероятный рассказ о трагедии. Люди выходили молча. Нужно понимать, что уровень восприятия музыки во все времена был достаточно средним. Он в форме симфонии изложил мысли. Не в форме многотомника Толстого, не в форме огромных полотен живописи, а в музыке. Автор не бежал за мыслью уподобиться шансону, он шел за той мыслью, которую человек иногда сам от себя скрывает. Эта симфония о совести, о чести, о предательстве и о любви. И все это он изложил звуками музыки. Это гуманнейшее из искусств позволяет понять ту мысль, которую говорит нам автор. В этом и состоит основная суть классики.

«Его гений окрылил всех»: заслуженный артист Самарской области о легендарном композиторе Шостаковиче
Фото: Самарский академический театр оперы и балета/Vk.com

«Чтобы исполнить симфонию, с фронта стали снимать музыкантов»

— Во время премьеры в Ленинграде был голод. Чтобы исполнить симфонию, с фронта стали снимать музыкантов. Духовиков. Их искали, вызывали из армейских оркестров, откармливали. Потому что дунуть в тромбон и упасть от голода ничего не стоило. В отличии от Куйбышевской премьеры эта премьера транслировалась по радио. Эта симфония внесла в победу очень большой вклад. Среди всех этих военных ужасов появилась такая музыка. Она зазвучала по радио. Люди поверили в силу, они начали верить в то что кошмар пройдет и победа будет за нами. Люди поверили его музыке. Это была особенная поддержка.

Фото обложки: hinshtein.ru, wikipedia.org