Мультфильмы – это то, что напрямую связано с детством. Буквально несколько лет назад утро школьника начиналось с любимых  «Ну, погоди!» или «Трое из Простоквашино». Спустя годы дети выросли, а некоторые даже начали создавать собственные мультфильмы. Да не просто создавать, а ещё и обучать этому искусству подрастающее поколение.

Самарские мультипликаторы рассказали «Самара-ГИС»  о том, почему для создания мультфильма так важна фантазия, как оживить неодушевлённые предметы, и почему сейчас это может сделать любой обладатель смартфона.

Екатерина Куричева, студия «Печка»: «Авторская анимация — это отдельный мир отдельного человека»

— Одно время я планировала открыть для детей видео-кружок, но потом случайно наткнулась в интернете на мультфильмы киностудии «Поиск» из Новосибирска. Меня потрясло, что их создали дети. До этого момента о детской мультипликации я не знала ничего. Мне так понравилось, что я решила открыть свою студию. В этом году ей исполнилось десять лет.

У нас на занятиях дети придумывают истории, рисуют, лепят. В общем, делают всё, чтобы создать свой собственный мультфильм к концу учебного года. Однако для этого необходимо соприкоснуться с большим количеством профессий. Например, для начала к фильму надо написать сценарий. После надо его нарисовать или слепить. А если, например, мультфильм будет в технике объёмной анимации, то нужно создать ещё и декорации: сделать из пенопласта корабли или дома. Также для создания фильма нужно знать планы кадра, уметь работать с камерой, понимать правила анимации и в принципе уметь фантазировать. Если у ребят возникают трудности с этим, то мы, педагоги, помогаем, предлагая различные упражнения на развитие фантазии.

 

 

Основная техника, по которой работают в нашей студии, это перекладка.  Она подходит и хорошо осваивается новичками. Некоторые ребята делают фильмы в технике рисованной анимации, которую создают на световых столах. Это уже более трудоёмкий процесс. Также уже несколько лет мы создаём мультфильмы в технике объёмной анимации, где есть пластилиновые герои или куклы и много декораций, а с этого года началась лего-анимация. Мы в принципе стараемся охватить все основные техники, и делаем неплохие успехи. Наша студия постоянно участвует в российских и международных фестивалях детской анимации. У нас огромное количество призовых мест с фестивалей в Новосибирске, Красноярске, Норильске, Таллине, Италии и Сербии.

В прошлом году я закончила работу над своим первым анимационным фильмом «Однажды меня встретила лестница» (16+), который создавала 3,5 года. Фильм выполнен в технике рисованной анимации. Он стал участником открытого всероссийского фестиваля в Суздале, а также конкурсов в Таллине и Америке. Скоро выйдет мой второй фильм – он вошёл в сборник московской кинокомпании «Мастер-Фильм». Это мультфильм «Граф Локоть», который является частью анимационного альманаха «Фломастер». Сейчас я работаю над следующим авторским проектом.

 

 

Мне очень интересно быть участником этого процесса — создавать фильмы и работать с детьми. Как ни крути, но педагог не может оставаться в стороне, потому что он соучастник каждого фильма. К тому же, авторская анимация — это отдельный мир отдельного человека. Часто скрытый от окружающих в обычной жизни. Прикасаться к этому, тебе незнакомому, миру очень интересно.

Алексей Мокеев, студия Stoodix: «Сейчас для создания мультфильма не нужно ничего, кроме самого обычного смартфона»

— Мобильную студию мультипликации Stoodixс открыли в 2015 году. Мы занимаемся обучением основам покадровой анимации: драматургия, раскадровка, изготовление персонажей и декораций, съемки, монтаж, озвучка — всё, что нужно для создания собственного мультфильма.

Специфика студии в том, что не к нам на занятия приходят, а мы приходит к тем, кто интересуется мультипликацией. Методика обучения и оборудование студии ориентировано на быструю транспортировку и разворачивание на месте. Таким образом студия приезжает в школы, библиотеки, детские и молодежные центры, муниципальные учреждения и даже домой. Занятия проходят в двух форматах: мастер-класс, которые популярны на детских праздниках, и краткосрочные курсы на несколько дней, которые хорошо подходят для детских летних лагерей, и различные выездных мероприятий.

 

 

Так как чаще всего работа проходит на занятиях с детьми и молодежью, то сценарии придумывают сами участники. В основном это или размышления на тему известных персонажей и придумывание с ними новых сюжетов, или визуализация сюжетов из народных сказок.

Мне самому больше всего нравится работать с пластилином, так как это очень подвижный материал, и к нему можно применять много разных приемов. Но в тоже время пластилин — материал капризный. Он требует внимания, аккуратности и определенных навыков. К примеру, для съемки мультфильма «Пластилиновая ворона» у создателей ушло несколько центнеров пластилина – колоссальная работа.

 

 

Когда мы делаем мультики на мастер-классах, то обычно укладываемся в два часа. Этого хватает на придумывание и создание короткометражного мультфильма на одну-две минуты. Верхняя граница длительности не ограничена, так как процесс очень скрупулезный как на этапе создания персонажей и декораций, так и во время съёмки. Важно понимать: одна минута анимации – это около 500 кадров.

Сейчас для создания мультфильма не нужно ничего, кроме самого обычного смартфона, любознательности и свободного времени. Почти любой ребенок может заниматься анимацией дома, в школе и так далее.  Мне, как педагогу, интересен тот самый момент, когда, как говорит Вячеслав Иванович Полунин, «от чего внутри дзынькает». Когда дети делают несколько десятков кадров и просматривают их как первые секунды будущего мультфильма — это всегда восторг, радость и повышение собственной значимости. Ведь теперь они тоже могут делать мультфильмы.

Анна Бахарева, студия «АрЗуб»: «Оживляем всё: и бумагу, и пластилин»

— Нашей студии уже семь лет. Мы её основали вместе с подругой, когда из любопытства занялись стоп-моушеном. Интересно было анимировать обычные предметы. Мы просто брали то, что было под рукой, и придумывали с ними разные действия. Одним из первых подопытных был арбуз. Отсюда и появилось наше название путём некоторых манипуляций. Кстати, ролик получился довольно зловещим. Но несмотря на это в нём была не только визуальная часть, но и смысл.

 

Потом наше любопытство переросло в желание участвовать в конкурсах, а дальше стали появляться и заказы. Сейчас мы создаём анимационные видеоролики в технике stop-motion. Оживляем всё: и бумагу, и пластилин, и обычные предметы, и делаем микс. Бывают даже проекты с компьютерной графикой. Время от времени мы проводим мастер-классы с детьми. Всё же их непосредственность, спонтанность и фантазия позволяют создавать удивительные вещи. Главное слушать и не приземлять их особо.

В мультипликации постоянно нужно изучать что-то новое. Только освоишься с пластилином, как следующий заказ — это компьютерная графика, следом бумага, а потом вообще фотографии. За время существования нашей студии столько всего пришлось освоить и столько разных задач решить. Лично мне нравится работать с бумагой и пластилином — с такими обычными предметами. Компьютерная графика тоже хорошо, но руками приятнее что-то создавать.

 

 

Здесь постоянно нужно учиться, двигаться и развиваться. Искать идею, которая придала бы этому видеоролику индивидуальность. Работать с детьми иногда. Много бы я не смогла, но короткими периодами это очень заряжает.

Обложка: kinopoisk.ru