Улица Николая Гастелло в Самаре проходит в Октябрьском и Советском районах. Её протяженность — 4,3 км. Объединенные части бывшего 9-го проезда и 7-ой радиальной улицы получили нынешнее именование 22 апреля 1965 года — в честь военного лётчика.

 

Улица пересекает Печёрскую, Дыбенко, Свирскую, Смоленскую, Майкопскую, Хабаровскую, Высоковольтную, и прерывается, не доходя до улицы Антонова-Овсеенко. Далее продолжается от проспекта Карла Маркса, пересекая Стара-Загору, Московское шоссе, Учебный переулок, улицы Тихвинскую и Финскую, Академика Павлова и 8-ю Радиальную.

Улица Николая Гастелло в Самаре — история названия в проекте «Имена Победы»

 

Улица Николая Гастелло в Самаре — история названия в проекте «Имена Победы»

Белорус Франц Гастылло приехал в Москву на заработки в 1900-м. Он варил металл в печах-вагранках в литейных мастерских на железной дороге. В столице его фамилию стали произносить на столичный манер — «Гастелло». Жену Франца Гастелло звали Анастасия Кутузова, она была белошвейкой. Спустя 7 лет, в 1907 году, в семье родился первый ребенок — Николай.

В возрасте 16 лет Николай начал трудиться учеником столяра, работал на заводах с отцом в Мурманске и в Москве. В 1931 году Гастелло призвали в рабоче-крестьянскую Красную армию. По желанию молодого человека направили в авиационную школу летчиков.

Улица Николая Гастелло в Самаре — история названия в проекте «Имена Победы»
фото: histrf.ru

В 1939 году, уже опытный командир звена, он сражался с японцами на Халхин-Голе. Затем принимал участие в Советско-финской войне. Великую Отечественную войну Гастелло встретил в звании капитана и командиром эскадрильи. 24 июня 1941 года, во время налета фашистской авиации, он сбил один «Юнкерс-88» с земли – из стрелковой кабины стоявшего на земле самолета.

История подвига Гастелло

26 июня 1941 года в 4 утра эскадрилья 207-го дальнебомбардировочного авиаполка под командованием капитана Николая Гастелло наносила бомбовые удары по немецкой механизированной колонне.

— После первого удара самолеты развернулись на второй заход. Снизились до 400 метров. Строем подошли к цели и открыли огонь из бортового оружия. В этот момент зенитная артиллерия противника открыла по нашим самолетам ураганный огонь. Серия взрывов окружила самолет командира эскадрильи. Из пробитого осколком бака хлынула струя горящего бензина, и правое крыло запылало. Капитан Гастелло оценил обстановку и передал по радио: «Самолет подбит. Охвачен пламенем», — позже напишет в своей документальной повести «Рассказ о брате» сестра героя Нина Гастелло.

Улица Николая Гастелло в Самаре — история названия в проекте «Имена Победы»
фото: topwar.ru

Машина бы не долетела до базы, и капитан решил направить самолет в цистерны и машины противника.

Так был совершен подвиг – наземный таран немецко-фашисткой техники. Экипаж не захотел покинуть самолет на парашютах: лейтенанты Григорий Скоробогатый и Анатолий Бурденок и младший сержант Алексей Калинин погибли вместе с командиром.

— Весть о огненном таране капитана Гастелло и его экипажа первыми привезли в штаб полка его товарищи по эскадрилье — старший лейтенант Воробьев и лейтенант Рыбас. Им довелось вместе с командиром бомбить скопление вражеской техники на шоссейной дороге и они видели, как пылающий бомбардировщик эскадрильи устремился на врага. Они услышали прощальные слова командира в тот момент, когда его объятая пламенем крылатая машина шла в последний бой, — пишет Нина Гастелло.

Очевидцы героического подвига, к сожалению, также вскоре ушли из жизни. А 26 июля 1941 — капитану Николаю Гастелло посмертно присвоили звание Героя Советского Союза. После войны Гастелло навечно зачислили в списки одного из авиационных полков.


Читайте также:

Улица Молодогвардейская в Самаре — история названия в проекте «Имена Победы»


Фото: Регина Валеева