Улица Подшипниковая появилась в Октябрьском районе Куйбышева в апреле 1961 года. Она пролегает от улицы Луначарского до улицы Лукачева и упирается в территорию, на которой раньше располагался ГПЗ-4.

Улица Подшипниковая в Самаре — история названия в проекте «Имена Победы»

 

Из истории производства подшипников в Куйбышеве в годы войны

Четвертый подшипниковый завод основали на базе московского завода, который эвакуировали в Куйбышев в 1941 году. Эшелоны с людьми и техникой отправляли каждые два-три дня, часть переправляли по Волге на баржах.

В Куйбышеве предприятие как самостоятельный ГПЗ-4 решили разместить на территории Линдова военного городка. А филиалом завода стал 9-й ГПЗ на площадке Куйбышевского железнодорожного ремонтного завода. Первый подшипник на нём изготовили 18 марта 1942 года для танка Т-34. Всего за годы войны 9-й ГПЗ выпустил 2 миллиона подшипников для танков, автомобилей и самолётов, 70 000 миномётов, 5 миллионов артиллерийских снарядов, полмиллиона гильз для снарядов, 2 с половиной миллиона гранат, 45000 тонн литья для мин. За этот трудовой подвиг завод наградили орденами Отечественной войны I степени (1985) и Ленина.

Обеспечивать предприятие электоэнергией, отоплением и горячей водой было не так сложно. Рядом находилась Безымянская ТЭЦ.

Другая ситуация была с ГПЗ-4. Люди размещались, в основном, в казармах и конюшнях. Конечно, эти помещения не были приспособлены под производство. Поэтому сперва нужно было принять и установить станки, а затем наладить выпуск подшипников.


Подшипник — деталь, предназначенная для обеспечения вращения одной части относительно другой с правильным распределением нагрузки и максимальным уменьшением трения.


Улица Подшипниковая в Самаре — история названия в проекте «Имена Победы»
фото: etoretro.ru

 

Улица Подшипниковая в Самаре — история названия в проекте «Имена Победы»
фото: etoretro.ru

Большую часть станков и другого оборудования пришлось разгружать вручную. Реконструировали помещения в зимних условиях — при температуре, доходившей до -45°. Рабочие переделывали конюшни и склады, рыли котлованы и траншеи. В цехах завода установили 1262 станка, но в декабре на станции оставались не разгруженными еще 272 вагона с оборудованием.

Первую партию подшипников — 3 тысячи штук — собрали и отправили на Челябинский танковый завод 21 ноября. Эту дату считают датой основания завода.

Улица Подшипниковая в Самаре — история названия в проекте «Имена Победы»
фото: etoretro.ru
Улица Подшипниковая в Самаре — история названия в проекте «Имена Победы»
фото: etoretro.ru

Коллектив ГПЗ-4 выпускал моторные, винтовые (для бомбардировщиков и штурмовиков, для ИЛов), приборные (для автоматического управления самолетов), танковые (для тяжелых танков «КВ») подшипники.

К 6 ноября 1945 года завод выпустил 50-миллионный подшипник. Около 5 000 тружеников наградили медалью «За доблестный труд в годы Великой Отчечественной войны». Сотни работников завода сражались на фронтах войны. В мирное время здесь трудились четыре Героя Советского Союза.

В конце 50-х годов ГПЗ-4 являлся самым крупным и высокотехнологичным подшипниковым предприятием в СССР. Тогда на заводе создали отдельный комплекс цехов — «Корпус А», на базе которого 16 февраля 1996 года образовали ОАО «Завод авиационных подшипников».

К 1990 году ГПЗ-4 изготавливал пятую часть всех подшипников страны по количеству и 40% по номенклатуре для 4 000 предприятий России, а также экспортировал подшипники в 40 стран мира. Выпускалось более 200 миллионов изделий в год.

Читайте также:

Улица Ольги Санфировой в Самаре — история названия в проекте «Имена Победы»

Улица Николая Гастелло в Самаре — история названия в проекте «Имена Победы»

Улица Молодогвардейская в Самаре — история названия в проекте «Имена Победы»