В Самаре прошло совещание по развитию профессионального джазового искусства в городе. На заседании присутствовали депутат государственной думы Александр Хинштейн и представители музыкального сообщества.

Участники встречи обсудили, когда в СГИКе откроют кафедру джаза, зачем нашему городу ещё один музыкальный фестиваль, а также почему Самаре необходим свой джазовый клуб. Мы записали для вас основные тезисы совещания.

Денис Рыбаков, директор Детско-молодежной городской общественной организации «Клуб «Движение»
Кафедра в СГИК и новый музыкальный фестиваль: какое будущее ждёт самарский джаз
Фото: samarajazz.ru

— Проблема отсутствия начального джазового образования существует не только в нашей области, но и во всех регионах страны. Всё держится на энтузиазме музыкантов, но нет какого-то официального звания джазовой школы. Людям приходится самостоятельно находить решения, чтобы обучать джазу.

В нашем городе последние 20 лет работает джазовая студия «Движение», на базе которой организовано пятилетнее обучение. Здесь преподают все предметы джазовой специфики —импровизация, сольфеджио, ансамбль и многое другое. При этом студенты попадают в определенную атмосферу с преподавателями, горящими своим делом и занимающихся чисто джазовой музыкой.

Джаз — это достаточно свободное направление, но каждый музыкант хочет выразить себя в нём. И надо создать такие условия, чтобы позволить им расти в нашем городе.

Для этого нужны возможности выступления на фестивалях и специальные концертные площадки. У нас в Самаре отсутствует джазовый клуб. В городе-миллионике, я считаю, мы можем потянуть его. Просто требуется помещение. Это должно быть место, которое будет собирать любителей джаза в одной точке. И как раз все выпускники смогут там играть и реализовать свои творческие начала. Помимо этого, мы можем привозить туда артистов. Я знаю список гастролей, знаю коллег в соседних городах, и мы уже проводим концерты в Самаре, Пензе, Москве. Благодаря этому есть возможность организовывать мастер-классы и образовательные кэмпы для всех студентов и музыкантов нашего города.

Когда люди видят именитого джазмена, то понимают, насколько он профессионален, и хотят быть таким же. Они видят, что музыкант может иметь достойную жизнь и может зарабатывать. Людям необходимо слышать достойных артистов в нашем городе, поэтому джазовых концертов должно быть больше.

По развитию джаза есть много проектов, которые мы также обсуждали с Игорем Бутманом. Есть идея организовать фестиваль, который также может стать визитной карточкой нашего региона. Так мы сможем объединить всех джазовых музыкантов Поволжья, тем самым наполняя будущую джазовую кафедру студентами из других городов.

Игорь Вощинин, джазовый критик и радиоведущий
Кафедра в СГИК и новый музыкальный фестиваль: какое будущее ждёт самарский джаз
Фото: «Самара-ГИС»

— Главный вопрос — это нужна и будет ли кафедра джаза в Самаре. Я однозначно отвечаю, что очень нужна, и она должна быть. Когда-то её уже начинали создавать у нас. Ведь я один из немногих, кто входил в джаз в период, который именовался «инженерный призыв». Это были 50-60-е годы. Давайте вспомним, с кого вообще начинался джаз в Советском Союзе — с архитектора Олега Лундстрема, станкостроителя Георгия Гараняна, архитектора и дизайнера Алексея Козлова, физика-атомщика Алексея Баташева, и этот список можно долго продолжать.

В 60-х годах Куйбышев был третьим в Советском Союзе джазовым городом, потому что в 1962 году мы создали третий в СССР джаз-клуб. Мне довелось быть его президентом.

Когда в 1974 году Министерство культуры вдруг выпустило приказ о создании в средних учебных специальный заведениях джазовых отделений — это было событие. Все мы радовались и делали соответствующие шаги. Тогда городе начали появляться эстрадно-джазовые музыканты и вокалисты.

Александр Хинштейн, депутат государственной думы РФ 
Кафедра в СГИК и новый музыкальный фестиваль: какое будущее ждёт самарский джаз
Фото: hinshtein.ru

—  В 2022 году исполняется 60 лет самарско-куйбышевскому и 100 лет российскому джазу. Поэтому если все собравшиеся едины в подходах, что подготовка специалистов джаза в стенах института культуры необходима, то у нас есть ориентир, к какому времени нам эту работу развернуть.

Если мы успеваем вписаться в 2021-2022 учебный год, то ознаменовываем создание кафедры к 100-летию российского джаза. Если не успеваем и берем 2022-2023 учебный год, то ознаменовываем ещё и к 60-летию самарского. Также к этой знаменательной дате надо придумать что-то знаковое, возвращая нас к тезису про джазовый фестиваль.

Тема о том, что Куйбышев — это третий город, где появился джазовый клуб, с точки зрения региональной идентичности и статуса культурной столицы Поволжья очень важная. У нас действительно мощный институт культуры, большие джазовые традиции и история в регионе. Поэтому идея создания кафедры очень важна для творческого развития и культурного роста Самарской области.


Ранее российский саксофонист Игорь Бутман согласился возглавить будущую кафедру джаза в Самарской государственном институте культуры.


Обложка: pixabay.com

12+


Еще больше интересного на главной странице и в наших соцсетях: TwitterFacebook, «ВКонтакте» или Instagram.