С началом городского месячника по благоустройству в региональной столице сезонными работами охвачено все городское хозяйство, включая транспортную сферу. Одна из первоочередных задач предприятий, обеспечивающих перевозки горожан, – после зимней эксплуатации привести в порядок весь подвижной состав. При этом важно позаботиться не только о чистоте машин, но и о безопасности рейсов. Поэтому профильные муниципальные предприятия и другие перевозчики, фактически дав старт таким работам еще до начала месячника, в настоящее время усилили деятельность в данном направлении.
Весь необходимый комплекс мер принимается и в самарском метрополитене. Так, в электродепо «Кировское» приводят в порядок подвагонное оборудование, вентиляционные системы, кузова, салоны и другие объекты и системы.
Генеральная уборка ведется и на всех станциях. Здесь следят за чистотой входных групп, переходов, вестибюлей, турникетных и кассовых зон, залов для пополнения транспортных карт и самостоятельного приобретения жетонов. Также повышенное внимание уделяют поручням эскалаторов, платформам, лавочкам. Их моют и обрабатывают несколько раз за смену. Кроме того, персонал следит за работоспособностью рециркуляторов для очистки воздуха – комплекты с ультрафиолетовыми излучателями есть на каждой станции.
Напомним, что в усиленном режиме персонал трудится весной и осенью. Однако, в весенний период работ в части санитарного содержания гораздо больше. Нужно тщательно отмыть и пропылесосить весь парк электрического транспорта, а это полсотни вагонов. Сейчас постоянно на линии курсируют 36 из них: в том числе 20 вагонов, то есть пять составов – в часы пик; 16 вагонов, то есть четыре состава – в межпиковое время. Остальные вагоны периодически отправляют на обслуживание, включая планово-предупредительные ремонтные работы, часть электротранспорта должна находиться в резерве.
Только на приведение в порядок одного поезда, не считая кузовную мойку, уходит более восьми часов. Причем неизменно среди видов работ – дезинфекция контактных поверхностей. Используются обеззараживающие растворы, рекомендованные Роспотребнадзором, как это было с начала открытия самарской «подземки». Санитарные правила в метрополитене соблюдаются неукоснительно. Дезинфицирующие препараты безопасны для здоровья пассажиров.
Поскольку первый состав направляется на линию к 06:00, к этому времени важно не только завершить санитарное обслуживание, но и обеспечить возможность полного высыхания поверхностей и выветривания.
Как правило, в каждом вагоне работают один-два мойщика-уборщика. Особенно тщательно моют поручни, окна, подоконники, двери, пол, диваны. Сиденья на время демонтируют, чтобы и под ними убрать пыль и грязь, скопившиеся за холодный период, а также мусор, который некоторые пассажиры оставляют в вагонах. Оборудование под сиденьями тоже нуждается в очистке. Не оставляют без внимания плафоны освещения, потолочное покрытие и систему принудительной вентиляции.
— На старых вагонах приточно-вытяжная вентиляция не закрывается. Там стоят фильтры, которые необходимо продуть, чтобы оснащение работало исправно, пассажиры дышали чистым воздухом. В противном случае пыль будет поступать из системы прямиком в салон. В новых вагонах система устроена по-другому. Вентиляционные решетки закрываются, поэтому пыль летит не так сильно. Но фильтры мы все равно прочищаем, – пояснил мастер участка осмотра и ремонта подвижного состава электродепо «Кировское» МП «Самарский метрополитен» Евгений Виссарионов.
Вагоны встают на санитарное обслуживание при каждом заходе составов в электродепо, то есть учитывается график движения поездов. Таким образом, внутри салонов наводят чистоту каждые 12 часов, но не реже чем каждые 20 часов. Основной объем работ приходится на ночь и раннее утро, когда парк вагонов ожидает начала рейсов.
Масштабные работы продолжаются и в части внешней очистки. Для этого в электродепо имеются специально оборудованные ангары, куда поезда загоняют поочередно. Пена, образующаяся при нанесении эффективного моющего средства, покрывает кузов. Глубокую очистку обеспечивает щеточное автоматическое оборудование. Затем «шампунь» смывается, а состав направляется в продувочное отделение, где на вагоны подается сжатый воздух.
Вместе с тем, в период месячника предусмотрена и мойка механического подвагонного оборудования, например, рам тележек, колесных пар, затяжек тормозной рычажной передачи. Но для этого применяются другие химические средства – более сильные, рекомендованные специально для того, чтобы отчистить мазутные пятна и т.п. загрязнения, возникающие вследствие использования смазочных материалов. Под вагонами очистка осуществляется с помощью моечного аппарата высокого давления. На это может уйти целый день.
В работах задействованы и сотрудники инженерной службы и ремонтного цеха, в чьей зоне ответственности технический контроль и планово-предупредительный ремонт. Специалисты ежедневно обследуют вагоны, ведут отчетность об объемах и результатах работ, выполненных, в том числе, в ходе месячника, а также об устранении недочетов. Стоит отметить, что такие контрольные мероприятия проводятся не только в период городского месячника по благоустройству. Ежедневно каждый состав проходит ТО-1, а более доскональные ТО-2 и ТО-3 – не реже чем каждые две недели. Специалисты постоянно заботятся о том, чтобы оборудование было исправным, поскольку от этого напрямую зависит безопасность движения. Текущий ремонт выполняется на территории электродепо. А капитальный ремонт производится только в заводских условиях.
В этом году шесть вагонов планируется отправить на капремонт, после которого срок их службы продлят еще на 15 лет. Это важная составляющая работы МП «Самарский метрополитен», ведь к завершению строительства и вводу в эксплуатацию станции «Театральная» необходимо обновить весь подвижной состав для перевозок из отдаленных районов Самары в исторический центр города и обратно.
— Продолжается реализация правительственной программы обновления и капитального ремонта вагонов метрополитена. В этом году, ориентировочно после майских праздников, мы намерены отправить на капремонт два головных и четыре промежуточных вагона. Начальная цена контракта определена – 309 миллионов рублей. Объявлен конкурс, 17 апреля – последний день подачи заявок. Таким образом, к концу апреля определится победитель, будет известна окончательная стоимость капремонта 6 вагонов. По нашему техническому заданию капремонт подрядчик должен выполнить до 1 ноября. После доставки, приемки и пусконаладки в декабре обновленные вагоны выйдут на линию, – рассказал директор МП «Самарский метрополитен» Сергей Шамин. – К настоящему времени капитально отремонтировано 22 вагона, четыре вагона новые. С учетом предстоящего ремонта еще шесть вагонов до конца 2023 года, останется привести в порядок и модернизировать 18 вагонов.
Капитальный ремонт подразумевает восстановление всего изношенного оборудования электроподвижного состава. То есть происходит частичная модернизация с учетом технических требований, установленных техническим регламентом.
— Например, полностью меняются колесные пары, рамы тележек, срок службы которых – 31 год. Однозначно повышается безопасность перевозок, в частности, благодаря установке современных систем видеонаблюдения, специальных приспособлений между вагонами, чтобы исключить попадание туда людей. Еще множество работ предусмотрено, чтобы с капремонта выходил почти новый подвижной состав. Ответственность за приемку и отправку лежит на исполнителе – организации, которая выиграет конкурс. Ее представители приедут к нам, мы подготовим подвижной состав к отправке, подпишем в электродепо соответствующие акты, после чего выгоны заберут. Своим ходом они поедут на вагоноремонтный завод по железной дороге, потому что ширина колеи совпадает, — добавил Сергей Шамин.
По прогнозам экспертов с появлением новой станции «подземка» станет более востребованной – пассажиропоток вырастет минимум на 15%. Муниципальное предприятие при необходимости готовится обеспечить сокращение интервала движения поездов до 7-8 минут вместо нынешних 10-12,5. Соответственно, количество поездов, работающих в течение смены на линии должно быть больше. Этой весной в учебном центре предприятия начнется подготовка новой группы машинистов, которые затем будут трудиться и на новом участке ветки.
Также на постоянном контроле находится работоспособность и состояние всего комплекса зданий, сооружений, устройств и служебно-технических помещений метрополитена. В период межсезонья и городского месячника по благоустройству организован последовательный централизованный осмотр. Сформирована комиссия.
— Контроль осуществляется руководством метрополитена. Все проверяется: смотрим, чтобы не было каких-то разрушений, коррозии оборудования и конструкций, следим, чтобы удобно открывались и закрывались двери, чтобы нигде не осыпалась штукатурка, чтобы были надежно закреплены плитка, поручни, ступени на спусках и подъемах. Оцениваются станции, вестибюли, переходы, объекты электро-, тепло- и водоснабжения, вентиляционные системы и, конечно, тоннели и путевое хозяйство. Осмотр проходит по графику. Так, сегодня он организован на станции метро «Советская», где в поле зрения, в том числе, подплатформенная часть с проходящими там подземными коммуникациями. Замечания, которые на сегодняшний день возникли в ходе осмотра, носят незначительный характер. Недостатки специалисты устранят в кратчайший срок, — прокомментировал заместитель директора МП «Самарский метрополитен» Олег Яхин.
Комиссионный осмотр продлится до конца апреля.
16+
Фото: администрация Самары
Еще больше интересного на главной странице и в наших соцсетях: ВКонтакте, Telegram или Одноклассники.















