Бывший 8-й проезд или улица Ольги Санфировой в Самаре пролегает в Октябрьском и Советском районах города. Улицу переименовали 27 апреля 1965 года в честь советской лётчицы.

Улица Ольги Санфировой в Самаре — история названия в проекте «Имена Победы»

Улица Ольги Санфировой в Самаре — история названия в проекте «Имена Победы»

Улица Ольги Санфировой в Самаре — история названия в проекте «Имена Победы»

История лётчицы

Самара — родной город Ольги Санфировой. Она родилась здесь 2 мая 1917 года. В середине 30-х её семья переехала в Новый Ургенч в Узбекистане, здесь Ольга окончила 9 классов. Затем переехала в Коломну Московской области, работала на заводе и училась в аэроклубе.

В Красную армию Ольга Санфирова вступила по призыву Марины Расковой — легендарной летчицы-штурмана.  Тогда, в 1941 году, только начали собирать женскую авиационную часть. Ольга поступила туда добровольцем.

Улица Ольги Санфировой в Самаре — история названия в проекте «Имена Победы»
фото: warheroes.ru

6 февраля 1942 года из группы формирования выделили 588-й ночной авиаполк на самолетах У-2. Позже машины переименовали в По-2.

— Наш учебный самолет создавался не для военных действий. Деревянный биплан с двумя открытыми кабинами, расположенными одна за другой, и двойным управлением — для летчика и штурмана. Без радиосвязи и бронеспинок, способных защитить экипаж от пуль, с маломощным мотором, который мог развивать максимальную скорость 120 км/час. На самолете не было бомбового отсека, бомбы привешивались в бомбодержатели прямо под плоскости самолета. Не было прицелов, мы создали их сами и назвали ППР — «проще пареной репы», — написала начальник штаба полка Ирина Ракобольская в книге «Нас называли ночными ведьмами. Так воевал женский 46-й гвардейский полк ночных бомбардировщиков».

Улица Ольги Санфировой в Самаре — история названия в проекте «Имена Победы»
фото: Музей истории Самарского края

На По-2 вывозили раненых, самолет использовали для связи с партизанами в тылу противника, для разведки. Самолет был маневренный и не нуждался в постоянном аэродроме — мог сесть на деревенской улице или опушке леса. Воевать на нем днем было сложно, зато ночью можно было поражать цели в ближнем тылу противника.

Ольга прилетела в полк в 1942 году. Её экипаж со штурманом Руфиной Гашевой стал одним из лучших. Вместе со своими боевыми подругами Ольга Санфирова воевала в небе над Кубанью, над Таманским полуостровом.

— Как-то на Кубани, вернувшись с задания, Лёля докладывала мне о расположении немецких огневых точек вблизи цели. Их было очень много. Я удивилась: «Мне никто еще этого не говорил». Санфирову обидело мое недоверие, и она предложила мне слетать с ней на следующий полет в качестве штурмана. Действительно, зениток было много. Ольга не маскировалась, и они палили со всех сторон. Кажется, после этого случая я сомнения свои вслух уже не высказывала, — вспоминала Ирина Ракобольская.

Летчица погибла смертью храбрых 13 декабря 1944 года при возвращении с боевого задания. Машину подожгли при полётах в Польше, в районе Насельска. Ольга и Руфина выпрыгнули с парашютом и приземлились на нейтральную полосу в 800 метрах друг от друга. Руфине удалось добраться до своих, а Ольга наступила на противопехотную мину и погибла. Похоронена в братской могиле в белорусском городе Гродно.

Ольга Санфирова совершила 630 боевых вылетов, сбросила на противника 77 тонн авиабомб. Эскадрилья под ее командованием совершила 3270 боевых вылетов.

Стела лётчице установлена в сквере возле самарского Дома молодёжи.

Фото: Регина Валеева