Граффитисты — именно так называют уличных художников, любые городские поверхности для которых становятся полотнами для выражения себя и своих позиций. Уличное искусство как в мире, так и в России постепенно перестало ассоциироваться исключительно с вандализмом и сформировало мощное комьюнити, влияющее, а порой и задающее тренды.
Интересный факт: Казимир Малевич, помимо создания шедевов мирового классического искусства, оформлял фасады в Витебске в 1920-м, но эта часть биографии художника находится, что называется, в тени. Такая досадная несправедливость во многом связана с политической ситуацией, сложившейся в тот период в стране. Всё дело в негласном правиле, к счастью, сегодня оставшемся позади — уличное искусство под запретом.
До сих пор многие стрит-арт воспринимают как вандализм.
— Вандализм — это больше помечение территорий. Грубо говоря, Петя был здесь и Петя написал, что Петя был здесь. Чем больше Петя сделал пометок что там-то был, он пометил территорию и, якобы, назвал своей. А когда искусство работает именно на интерактив и взаимодействие с людьми, то посыла гораздо больше, людям это куда интереснее смотреть. Потому что если это делается на уровне граффити, то это делается для своих людей, для тех, кто сам в среде граффити. Это не рассчитано на взаимосвязь с обывателем. Если есть какая-то составляющая, декоративно-привлекательная, либо смысловая, то здесь уже работаешь для того, чтобы публика это как-то воспринимала, — отметил художник и исследователь уличной культуры Арт Абстрактов.
Вандализм и уличное искусство — это полярные понятия, заявляют художники. Корни уличного искусства уходят в Америку, штат Флорида. Художник, мучаясь от неразделенной любви, написал признание на стене здания. Порыв души не оценили власти и романтик попал за решётку. Но идея многим понравилась. Рисунки в стиле граффити стали появляться в разных штатах, менялась техника. Однако, до 80-х все уличные художники творили «подпольно», скрываясь от надзорных органов. И сейчас многие из них предпочитают скрывать свои лица и имена. Самый популярный художник современности долгие годы скрывался под псевдонимом Бенкси. В начале своей карьеры Стеш, как оказалось, именно так зовут мастера, тайно раскрашивал Нью-Йоркское метро, а сейчас с ним заключают рекламные контракты ведущие международные бренды.
Данила в российском стрит-арте 16 лет, живет в Самаре, но его искусство нередко выходит за рамки родного города. Работы Данила можно увидеть во многих российских городах. Творческий псевдоним автора — FUGAS, так он и подписывает свои творения. Многие автограф автора и не заметят. Порой выразительная черта заключается в переходе оттенков. Но главное, конечно, авторский стиль.
— Работы есть разные, как и рисунки . Есть коммерческие заказы. В них есть влияние и мнение заказчиков. Мы стараемся свои идеи продвигать. Свою стилистику. Если заказ не устраивает нас по стилистике, мы чаще отказываемся, потому что дело не в деньгах,а в желании реализовать крупные проекты, — рассказал художник Данила FUGAS.
Художники говорят, заявить о себе может каждый, кто обладает чувством и умением. Потому как уличное искусство — это тоже ответственность перед зрителем, в качестве которого может выступать любой прохожий — человек из разных культурных слоёв, поколений и взглядов.
— Кто-то на рыбалку ходит, кто-то пьет по вечерам, для меня — это хобби , которое помогает отвлечься от рутинных дел. Нравится Михаил Врубель, Рокуэлл Кент. Они не похожи, но у каждого есть та самая ярко-выраженная стилистика, они повлияли на развитие моего сознания,творчества. Это все взаимосвязано, — пояснил Данила.
Денис Кондалин, больше известный под псевдонимом Вертиго, «теме» ещё с 1998 года.
— Приятно, что в Самаре стрит-арт получил второе дыхание. Уличное искусство ценят, оно востребовано. В тренде муралы, которые покорили буквально все города России. Сначала, один за другим, масштабные изображения украсили фасады домов в преддверии Чемпионата мира по футболу-2018, сегодня они продолжают появляться. Теперь в их основе история. Я езжу по фестивалям, продвигаю, лично посещал практически все крупные фестивали в России и в странах зарубежья. Вся моя жизнь — искусство, — рассказал художник Вертиго.
Одна из последних работ Дениса — мурал на фасаде дома на Ново-Садовой, 22. Вместе с напарником всего за неделю они воссоздали образы Минина и Пожарского. Правда, перед этим пришлось пару недель поработать над эскизом. В обсуждениях активно участвовали историки из МГУ, во внимание брали каждую деталь эскиза, чтобы избежать исторических неточностей.
Если 10 лет назад стрит-арт не считали полноценным искусством, сегодня художников ценят, с ними заключают государственные контракты, выдают денежные гранты,чтобы своим творчеством они делали город ярче.
— У меня есть цель, как и у большинства художников — оставить после себя след в культуре,в среде городской. Я хочу благоустроить город, сделать его красивее и привлекательнее, чтобы приезжали люди из других городов и даже стран, смотреть работы, фотографировать и им было бы приятно находиться в данной среде, — подчеркнул Арт Абстрактов.
С каждым годом в Самаре проходит все больше тематических фестивалей. В город на средней Волге приезжают уличные художники из разных уголков страны и мира. Участники местного профессионального комьюнити показывают им Самару, такие встречи выливаются в творческие коллаборации. Особенно часто плоды трудов стрит-артеров можно увидеть, прогуливаясь в отдаленных районах города. Периферия — по-прежнему излюбленное место для их творчества. Параллельно граффити можно увидеть и на выставках. Тенденция к переходу стрит-арта с улицы в художественные галереи — лишнее подтверждение того, что этот вид творчества, наконец, признали искусством, что не мешает стрит арту-быть рупором выражения идей и мыслей человека.
16+
Фото: unsplash.com
Еще больше интересного на главной странице и в наших соцсетях: Twitter, Facebook, «ВКонтакте» или Instagram.